В Форуме приняли участие более 1000 человек. Целью Форума стали поиск и выработка стратегии развития креативных индустрий на Северном Кавказе.
17-19 октября 2024 года во Владикавказе состоялся первый региональный форум креативных индустрий в СКФО.
Более 50 спикеров – ведущие эксперты по направлениям креативных индустрий, предприниматели, представители крупного бизнеса и органов власти – представили свою позицию:
-о значимости креативных индустрий в социально-экономическом развитии регионов Северного Кавказа; -о состоянии и подходах к развитию креативных индустрий на уровне регионов; -о барьерах и ограничениях для развития креативной экономики; -о выборе приоритетных отраслей и механизмах их поддержки; -о создании условий для развития креативной экономики по таким направлениям, как инфраструктура, поддержка производства, подготовка кадров, предпринимательство.
Участники отметили высокую важность поднятых на Форуме тем и поддержали проведение форума креативных индустрий в СКФО на ежегодной основе. Участники выразили общее мнение о необходимости консолидации усилий органов государственной власти, институтов развития, бизнес-сообщества по развитию креативных индустрий в регионах Северного Кавказа. Отмечая необходимость дальнейшего расширения применения лучших национальных и региональных креативных практик, участники Форума определили ключевые факторы и направления, требующие внимания профильных органов государственной власти и предпринимателей.
В качестве перспективных отраслей специализации участники Форума выделяют:
киноиндустрию;
НХП;
дизайн/моду;
гастрономию.
В меньшей степени:
игры/IT;
музыку.
В части особенностей регионов Северного Кавказа:
При разработке креативных продуктов необходимо учитывать этническое многообразие, богатое культурное наследие каждого из регионов Северного Кавказа, сохраняя их самобытность. Актуально налаживать и поддерживать обмен опытом между регионами СКФО, в силу индивидуальности темпа, имеющихся достижений и применяемых подходов. Каждый опыт необходимо изучать и понимать, как использовать его на другой территории Кавказа. При этом важно сохранять открытость к коммуникациям и информационному обмену на уровне регионов. В сфере НХП и ремесел востребованы новые форматы сохранения и продвижения продукции: оцифровка и хранение артефактов в единой цифровой библиотеке, которую могут использовать специалисты при создании креативного продукта. Кроме того, необходимо научиться интегрировать мастерство НХП в люксовые креативные продукты.
В части определения приоритетов:
В развитии креативных индустрий важен системный подход, комплексные меры, взгляд в будущее и построение общего вектора развития. Значимым фактором успеха креативных инициатив является поддержка Главы региона. Туризм как сквозная отрасль для всех регионов Северного Кавказа становится ключевым «потребителем» продукции креативных индустрий, формирует на нее гарантированный растущий спрос. Гастротуризм по праву стал на Кавказе отдельным самостоятельным направлением. Крупные институты развития, такие как Кавказ.РФ, готовы брать на себя функции федерального оператора, координирующего взаимодействие регионов, развитие повестки креативных индустрий, формирование и комплексное продвижение единого бренда Кавказа.
Важным шагом на пути развития образовательной инфраструктуры креативных индустрий является открытие Школ креативных индустрий на территории каждого региона СКФО.
В части подготовки кадров:
Общая проблема для всех индустрий – дефицит кадров. В каждой отрасли из числа перспективных направлений специализации компании и предприниматели готовы обучать сотрудников любого уровня квалификации непосредственно в рабочем процессе, не дожидаясь завершения ими обучения в профильных учебных заведениях. Примером открытости к взаимодействию по программам под задачи региона выступает Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), который в свою очередь формирует профильные программы под запрос рынка КИ СКФО. Помимо потребности в квалифицированных творческих специалистах острым является запрос на обучение продюсеров и управленцев, – что также требует внимания образовательных учреждений, – необходимо разрабатывать и внедрять соответствующие образовательные программы, в т.ч. в формате ДПО.
В части исследовательской деятельности, продвижения бренда:
СКФУ силами студентов (под руководством преподавателей-социологов) проводит перепись креативных предпринимателей Кавказа. В ходе работ анализируются открытые источники, проводятся интервью с предпринимателями, уточняются коды ОКВЭД. В перспективе – формирование общей витрины креативных предпринимателей, реестров предпринимателей каждого региона, в т.ч. с акцентом на специализацию конкретной территории Также в СКФУ разработан бренд «Северный Кавказ», который предлагается к использованию представителями креативных индустрий СКФО. Обозначена важность проведения аудита креативного потенциала каждого региона СКФО по аналогии с проведенной на территории Республики Северная Осетия-Алания исследовательской работы.
Для всей креативных отраслей требуется внедрение культуры оформления и защиты интеллектуальной собственности, а также обучение этой теме предпринимателей.
В части отраслевой специфики:
Индустрия дизайна (мода). Обозначена важность создания центров коллективного пользования (площадок с оборудованием для локальных брендов), что сможет стимулировать развитие индустрии дизайна и легкой промышленности. Киноиндустрия. Индустрия активно развивается в нескольких регионах СКФО. Представители индустрии готовы объединять усилия с целью развития отрасли. Уже запланировано к реализации в следующем году: создание региональной кинокомиссии, введение рибейтов для стимулирования съемок в регионах СКФО. Обозначен запрос на создание единого хаба оборудования для проведения съемок на Кавказе. НХП и ремесла. Отрасль обозначена как общая специализация СКФО. В индустрии востребованы новые форматы сохранения и продвижения продукции: оцифровка и хранение артефактов в единой цифровой библиотеке, которую могут использовать специалисты при создании креативного продукта.
Для долгосрочного развития креативных индустрий СКФО рекомендуется:
-Закрепление на уровне Северо-Кавказского федерального округа структуры, координирующей комплексное развитие креативных индустрий в макрорегионе (федеральный оператор); -Координация разработки региональных образовательных программ и подготовки кадров со стратегическими приоритетами развития креативных индустрий; -Формирование инфраструктуры поддержки и стимулирования спроса на продукцию креативных предпринимателей Северного Кавказа; -Дальнейшая популяризация креативных индустрий как способа самореализации и закрепления молодежи в регионах; -Интеграция креативного сообщества в культурно-зрелищные мероприятия регионов.